Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Прокуратура проверит закупки рыбы для ФСИН

Фильтры

Регион

Новости

Прокуратура проверит закупки рыбы для ФСИН

Прокуратура проверит деятельность предприятия ФСИН, закупившего для ведомства за последний год рыбу на 2,2 млрд.

В движении «Русь сидящая» считают, что ряд сделок этого предприятия имеет коррупционные признаки

56 кг на осужденного

Прокуратура Санкт-Петербурга проверит деятельность ФГУП «Архангельское», которое закупает рыбу и рыбную продукцию для нужд Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Проверка начата по обращению РБК, следует из извещения Генпрокуратуры, поступившего в редакцию.

С начала 2017 года «Архангельское» в качестве заказчика заключило контракты с коммерческими структурами на 2,5 млрд руб., а в качестве поставщика — на 3,2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В течение года предприятие закупило 35,2 тыс. т рыбы, подсчитал РБК по данным госзакупок. Вся рыба и произведенная из нее продукция предназначены для питания заключенных, уточнили РБК в пресс-службе ФСИН России. С учетом того что в России на 1 января 2017 года насчитывалось 630 тыс. заключенных, выходит, что за десять прошедших месяцев «Архангельское» закупило в пересчете на каждого из них 56 кг рыбы.

На эти закупки обратили внимание в занимающемся защитой прав осужденных общественном движении «Русь сидящая». По мнению руководителя юридического департамента организации Алексея Федярова, в контрактах есть признаки коррупции и так называемых двойных закупок, когда разные бюджетные учреждения несколько раз приобретают друг у друга, по сути, один и тот же товар, каждый раз выплачивая за него из бюджета полную стоимость.

ФГУП «Архангельское» подчиняется напрямую центральному аппарату ФСИН и отвечает за все контракты и денежные потоки, связанные с закупками рыбы для колоний и СИЗО по всей стране, указывают в «Руси сидящей». По своим функциям предприятие дублирует региональные управления ФСИН, «увеличивая количество этапов покупки-продажи товаров, что приводит к неизбежному удорожанию продукции», убеждены в организации. В результате вместо того, чтобы закупить рыбу для местных колоний напрямую у поставщика, региональные УФСИН приобретают ее у «Архангельского», и это в итоге повышает бюджетные расходы.

Поставки издалека

​С начала 2017 года «Архангельское» заключило 15 контрактов на закупку рыбы, их совокупная сумма превышает 2,2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса» и госзакупок. В эти цифры не входят другие продукты, упаковочные материалы, офисные принадлежности, ремонтные работы и прочие товары и услуги, которые также покупало предприятие (среди них, например, косметика для ухода за кожей за 120 тыс. руб.).

Как минимум девять контрактов на закупку рыбы требуют проверки, считают в «Руси сидящей». Так, в одном из конкурсов на поставку мороженой наваги в Находку принимали участие две компании: «ДВ-Транс», расположенная во Владивостоке, и БКЗ, которая находится в Ульяновской области. При начальной стоимости поставки 16,4 млн руб. тендер выиграла ульяновская компания, предложившая цену на 80 тыс. меньше приморского конкурента. Таким образом, партия рыбы массой 200 т должна была проделать путь в 8,5 тыс. км до места отгрузки.

За поставку 1 тыс. т минтая в Петербург боролись три компании, предложившие одинаковую стоимость своих услуг — 96 млн руб. Победителем стало предприятие, расположенное в Приморье, тогда как другие два конкурсанта находились в Петербурге и Ульяновске.

​В другом случае рыболовецкий колхоз «Новый мир», чье предложение по поставке 1 тыс. т мороженого минтая в Находку было изначально самым дорогим, в ходе переторжки снизил предлагаемую стоимость контракта сразу на 13,5 млн руб. (начальная стоимость лота составляла 88 млн). В итоге «Новый мир» выставил цену всего на 290 тыс. руб. меньше участника, сделавшего до переторжки самое выгодное предложение.

Такая же схема с переторжкой была применена при закупке 900 т мороженого рыбного фарша у ООО «Гранд». В другом случае эта же компания предложила самую низкую цену и выиграла тендер, однако после подписания контракта было заключено два дополнительных соглашения, увеличившие объем поставки рыбы на 10%, и в итоге цена контракта превысила стоимость проигравшей заявки более чем на 3,5 млн руб.

Одни из самых крупных контрактов «Архангельского» — на поставку мороженой сельди и фарша — были заключены в рамках закупки у единственного поставщика. При этом в одном случае победителем стало ООО «Аргос», зарегистрированное в госреестре юрлиц только в августе 2016 года, но уже получившее от ФГУП контракты на 846 млн руб. В другом случае единственным заявителем стала компания «Вилар-ДВ», получившая к тому времени от «Архангельского» пять контрактов на 415,3 млн руб.

Работа «Архангельского», пояснил РБК руководитель юридического департамента «Руси сидящей» Алексей Федяров, в целом строится на том, что предприятие закупает рыбу за бюджетный счет, перерабатывает ее (например, обезглавливает и потрошит) и за бюджетный же счет перепродает в региональные управления ФСИН. В итоге за одну и ту же рыбу государство фактически платит дважды. А если затем в колонии рыба превращается в фарш или консервы и перепродается в другую колонию, то количество этапов такой «интервальной закупки» еще увеличивается.

«Обвинять мы ни в чем не можем, — сказала РБК руководитель «Руси сидящей» Ольга Романова. — Но вопросы есть, и эта история требует проверки».

«На мой взгляд, это игра на грани фола, но не переступая закон. Увеличение объема поставки на 10–15% после заключения договора — это допустимо. Перепродажа товара, переработанного ФГУПом, другому учреждению — такое тоже возможно», — сказал РБК заместитель гендиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов. «Разобраться, зачем нужно это увеличение поставки на 10–15%, зачем переторжка, действительно ли необходимо поставлять рыбу с Дальнего Востока в Петербург, практически невозможно. Это признак отсутствия эффективности в системе закупок, которая ведет в том числе и к коррупционным рискам», — резюмировал он.

По потребностям

Закупка рыбы и ее поставка в учреждения ФСИН производятся в соответствии с законом, «с соблюдением принципов открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции», заявили РБК в пресс-службе ФСИН. Все детали закупок опубликованы в интернете и «носят общедоступный и открытый характер», а финансовая и хозяйственная деятельность ФГУП «Архангельское» регулярно проверяется как самой ФСИН, так и другими контролирующими органами, подчеркнули в ведомстве. Детально комментировать каждый из описанных контрактов в пресс-службе не стали.

Нормы питания заключенных предусматривают минимум 100 г ​рыбы на человека в день. «Закупаемый объем рыбного сырья соответствует потребности учреждений УИС в питании осужденных», — указали в пресс-службе ФСИН.

«Заключенные не получают 100 г рыбы в день. Можете спросить любого заключенного», — отметила в беседе с РБК Ольга Романова.

Во ФГУП «Архангельское» на вопросы РБК отвечать не стали, перенаправив запрос во ФСИН. В Счетной палате отказались от комментариев, уточнив, что закупки продуктов для нужд тюремного ведомства в последние годы не проверялись. РБК ожидает ответа на запрос из Федеральной антимонопольной службы.

Замкнутые потоки

Экономика ФСИН централизована: в структуре службы множество унитарных предприятий, замыкающих на себе закупки того или иного товара на федеральном уровне. Поставщики должны заключать контракты не напрямую с органами исполнения наказаний, а с этими предприятиями, пояснила РБК Романова.

Романова приводит в пример также ФГУП «Калужское», которое управляет интернет-магазинами продуктов для заключенных. В 2015 году на него обратила внимание Федеральная антимонопольная служба. Предприятие заменило собой множество конкурирующих коммерческих поставщиков, которые стали вынуждены заключать контракты с «Калужским», вместо того чтобы поставлять продукты напрямую в изоляторы. В итоге ассортимент продуктов в интернет-магазинах сильно сократился, а цены сильно выросли: 1 кг помидоров стоил до 400 руб., говорит Романова.

Прошлой весной СКР проверял информацию о хищении 1 млрд руб. из ФГУП «Калужское». В материалах проверки упоминался замдиректора ФСИН по экономике Олег Коршунов, впоследствии обвиненный в растрате по другим обстоятельствам, рассказывали источники РБК.

Российская система закупок товаров и услуг для ФСИН коррупциогенна, но «это практически во всем мире так», «чем более закрытая система, тем более все это процветает», подытожила Романова в беседе с РБК.
«ФГУПы могут выполнять функцию по распределению. Если товар закупается большими партиями, то это стоит дешевле, — утверждает руководитель регионального центра антикоррупционной организации Transparency International в Санкт-Петербурге Дмитрий Сухарев. — Но нужно смотреть, что за товар они закупают и по какой цене».

Экономика ФСИН похожа «на особую систему потребления внутри государства, которая живет по своим особым правилам, без понятного экономического эффекта, с каким-то глобальным расходованием средств», считает Шуманов: «Самое главное, что эту систему никто не понимает, в том числе сами сотрудники ФСИН».

Источник: rbc.ru

Также в разделе

Комментарии (0)