Четверг, 23 марта, 2017 года: USD = , EUR = ,

Встреча глав правительств стран Совета Баренцева/Евроарктического региона

04 июня 2013, 16:41
Накануне открывающегося сегодня заседания Совета Баренцева/Евроарктического региона на полях форума состоялись встречи Дмитрия Медведева с Премьер-министром Исландии Сигмундуром Давидом Гуннлейгссоном и Премьер-министром Финляндии Юрки Катайненом.

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Совета Баренцева/Евроарктического региона

Д.Медведев: Уважаемый господин председатель! Уважаемые главы правительств, главы делегаций! Уважаемые коллеги! Дамы и господа! Я, конечно, тоже хотел бы прежде всего выразить свою признательность Премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу за отличные условия для нашей работы, поблагодарить за гостеприимство и радушный приём жителей Киркенеса. На самом деле очень хорошо, что мы увидели разную погоду: вчера была необычная погода, сегодня – традиционная. Наверное, это и правильно.

Именно здесь 20 лет назад представители России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Еврокомиссии подписали Декларацию о сотруд­ничестве. За два десятилетия Совет Баренцева/Евроарктического региона превратился в эффективный и востребованный механизм регионального взаимодействия. Совет способствует укреплению доверия и созданию взаимоприемлемых моделей, поиску путей разрешения противоречий. Именно такой путь, мне кажется, хорошо демонстрирует тот документ, о котором только что говорил мой коллега Йенс Столтенберг. Я имею в виду Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который мы подписали с ним относительно недавно.

Я убеждён, что у нашего Совета есть очень хорошие перспективы для более активной работы, для реализации совместных программ и инициатив, в том числе в формате государственно-частных партнёрств. Акцент сотрудничества должен смещаться именно в сторону конкретных проектов. Вчера во время ужина мы об этом и говорили с моими коллегами. Для их поддержки необходим и собственный финансовый инструментарий. Здесь есть и те предложения, которые наша делегация подготовила, есть другие предложения, они тоже вчера обсуждались. В любом случае положительных примеров в этой сфере достаточно, я имею в виду и деятельность Совета государств Балтийского моря, есть другие региональные механизмы типа Черноморского банка торговли и развития, и другие механизмы используются. Нужно будет это всё проанализировать и сделать определённый выбор. Я предлагаю поручить нашим министрам иностранных дел рассмотреть этот вопрос на предстоящей в октябре сессии.

Принципиальное значение для наращивания конкурентных преимуществ имеет развитие транспортных коммуникаций, о чём тоже вчера вечером шла речь. Мы говорили и о наземных перевозках, включая новые железнодорожные пути, и, конечно, о коммерческом освоении Северного морского пути – это кратчайший водный маршрут между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. За последние три года объём грузоперевозок по нему увеличился в 10 раз, и это очень позитивный факт.

Со своей стороны Россия будет модернизировать береговую и портовую инфраструктуру, развивать современные системы мониторинга, системы навигации и связи.

Бо́льшая транспортная доступность арктических территорий создаёт и благоприятные условия для реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе проектов в области минерально-сырьевой базы, углеводородных проектов, проектов по использованию континентального шельфа.

Мы исходим из того, что развитие Баренцева региона должно базироваться на принципах сбалансированности и устойчивости и самых высоких стандартов экологической безопасности. Совсем недавно, два месяца назад мы со многими из присутствующих здесь коллег встречались в Петербурге на Форуме Балтийского моря. Получилась содержательная встреча, достигнута договорённость о реализации Санкт-Петербургской инициативы. И сегодня мы, по сути, продолжаем этот диалог, находясь здесь, в Киркенесе.

Этот год, кстати, в нашей стране провозглашён Годом окружающей среды. Разрабатывается специальная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба, и мы продолжаем заниматься тем, что назвали генеральной уборкой Арктики. На сегодня уже очищены Земля Александры, остров Белый. Ведутся работы на острове Грэм-Бэлл и в посёлке Андерма. Следующий этап – это остров Врангеля. Так что эта работа в нашей стране обязательно будет продолжена, мы считаем её очень важной.

В сентябре в Салехарде пройдёт Международная конференция «Арктика – территория диалога». В повестке также вопросы экологии, природоохранной деятельности. Мы приглашаем принять участие всех желающих в этой конференции. Безусловно, планы хозяйственного освоения природных богатств должны учитывать интересы и права коренных народов Севера. Считаю, что Совету и впредь следует уделять приоритетное внимание задачам сохранения их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей, помогать создавать для этого необходимые социально-экономические условия.

Ещё одно измерение нашего сотрудничества – это межрегиональные связи между 13 административно-территориальными образованиями северо-запада России, Швеции, Финляндии и Норвегии. Осенью председательство в Баренцевом региональном совете перейдёт к одному из наших регионов, это Архангельская область. Мы считаем, что такой региональный подход позволяет учитывать интересы и потребности конкретных территорий.

И, конечно, важнейшая тема – это общение между людьми, между нашими гражданами. В этом смысле, по сути, за эти 20 лет произошел просто прорыв: Норвегия и Россия сделали соответствующий шаг, подписав в 2010 году Соглашение об упрощении поездок жителей приграничных территорий. В результате число пересечений границы существенно увеличилось. Увеличилось таким образом, что нам приходится предпринимать усилия, для того чтобы изменить ёмкости границы и чтобы эти пересечения границы были нормальными, комфортными. Только за пять месяцев текущего года этот показатель достиг на этом участке 120 тыс. человек.

Упрощённый порядок стимулирует развитие туризма, малого бизнеса, научных, культурных и образовательных обменов. Считаем, что в интересах Баренцева региона – переход к безвизовому характеру поездок, о чём тоже говорилось. Но это, конечно, тематика других межгосударственных и межправительственных встреч. А я хотел поблагодарить вас за внимание, и ещё раз поблагодарить норвежскую сторону за прекрасную организацию нашего мероприятия. Спасибо!

* * *

Вопрос (как переведено): Хочу задать вопрос о Северном морском пути. Как Вы оцениваете перспективы коммерческого использования этого пути?

Д.Медведев: Спасибо за этот вопрос. Безусловно, Северный морской путь является важнейшим преимуществом, которое должен использовать весь наш регион. И мы считаем, что сейчас самое важное – создать определённый набор современных проектов, а также современную инфраструктуру, для того чтобы в полной мере извлекать его коммерческий потенциал.

Я приведу буквально две цифры: ещё два-три года назад объём грузов, который перевозился по Северному морскому пути, составлял порядка 300 тыс. т в год, сейчас мы уже перевозим Северным морским путём 4 млн т. И цифра в районе 10 млн т является абсолютно нормальной, но может быть и больше. Самое главное, чтобы для этого была необходимая инфраструктура и те условия, которые должны создаваться в результате нашего общего труда. Считаю, что для того, чтобы этот путь оправдывал себя, необходимо также создать правильную нормативную рамку, законодательство. С нашей стороны соответствующие решения были приняты – это и программа развития Северного морского пути, и администрация Северного морского пути, решение о которой было принято буквально в марте. Так что все условия налицо, будем надеяться, что Северный морской путь будет наращивать свои коммерческие преимущества, а выгодность транспортировки этим путём, я думаю, никому из присутствующих в зале не нужно доказывать.

Вопрос (как переведено): Вы сказали, что Россия выступает за установление финансового инструмента для проекта в поддержку региона Баренцева моря. Каким может быть этот финансовый инструмент?

Д.Медведев: Мы вчера за ужином долго на эту тему рассуждали, когда одобряли декларацию, – что это могут быть за финансовые инструменты, потому что разговоры о деньгах сразу портят настроение. Но мы не просто так предложили зафиксировать эту позицию в декларации, потому что мы считаем, что без такого инструмента наше партнёрство не будет эффективным. Мы вчера обсуждали несколько вариантов. Мой коллега из Исландии предложил создать специальный инвестиционный банк под эти цели. Это может быть и банк, конечно. Мы предлагаем посмотреть на серию государственно-частных партнёрств, в которых бы участвовали наши государства и представители бизнеса. При необходимости можно создавать фонды, при необходимости можно использовать европейские институты, о чём мы вчера тоже говорили, – финансовые институты для того, чтобы они участвовали в этих проектах, тем более они уже в них погружены. Поэтому идея максимально широкая, главное, чтобы под эту идею были деньги, и вот это уже задача и для правительств, и для бизнеса.

Также в разделе:

Санкт-Петербург: Пищевики и рыбопромышленники СЗФО обсуждают проблемы импортозамещения...

Больше 14 тонн консервированного тунца «замерзли» в морском порту Петербурга...

Санкт-Петербург: Импортные хек, минтай и камбала вернутся в Китай...

Санкт-Петербург: Россельхознадзор пресек попытку незаконного ввоза 80 тонн рыбы из Китая...

Санкт-Петербург: Сколько рыбы в округе...

Санкт-Петербург: Китайская сайра приостановлена в порту Петербурга...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы:
Горячее предложение